Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель. 
Л.Н.Толстой.
Главная » 2011 » Июнь » 27 » Хвалите имя Господне
12:20:19
Хвалите имя Господне
Разбирая недавно партитуру хора "Хвалите имя Господне" обратила внимание на необычности мелодии и гармонии. Смотрю автора -  Д. Христов, время написания 1938 год. Удивительно. Интернет выдал справку:

Христов Добри (14.12.1875, Варна, - 23.1.1941, София), болгарский композитор, хоровой дирижёр, музыкальный теоретик, педагог. Член Болгарской академии наук (1929). Учился у А. Дворжака в Пражской консерватории. С 1903 работал в Варне, с 1907- в Софии. Дирижировал хорами, в том числе рабочими и церковными, преподавал в Государственной музыкальной академии (1922-33). Заложил основы национального профессионального песенного творчества, создал предпосылки для развития национального стиля в профессиональной музыке Болгарии. Был собирателем, исследователем музыкального фольклора болгар и др. балканских народов, использовал его в своих произведениях (программная увертюра «Ивайло», 1907; «Тутраканская эпопея», 1917; хоровая баллада «Добринка и Солнце», 1931; хоровые сюиты, т. н. венки). Х. - один из первых болгарских музыкальных теоретиков; в своих работах дал научное объяснение метроритмическим особенностям болгарских народных песен и танцев (неравнодольные размеры и др.). Среди его трудов - «Ритмические основы народной музыки» (1913); «Техническая структура болгарской народной музыки» (1928).

Следующий шаг - поиск записей исполнения этого произведения. И тут меня поджидало разочарование. Судите сами: первая же запись оказалась с вольным прочтением нотного текста. Некий солист "въезжал" в ноты полутонами. Бред. Понимаю, так ближе к традиционным православным напевам, но у этого-то произведения своя, особая красота.

Продолжила поиск уже на ютубе. Опять солист, что-то вроде запевалы. Но это ладно, обидно другое - все красивейшие ходы теноров забиты верхними голосами. А явная колокольность "аллилуйи" сглажена и неестественна.




Но все же красиво.

Хвалите имя Господне.
Хвалите раби Господа.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Благословен Господь от Сиона.
Благословен Господь от Сиона живый во Иерусалиме.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Исповедайтеся Господеви.
Яко благ, яко в век милость его.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Исповедайтеся Богу Небесному.
Яко благ,
Яко в век милость его.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.



А это исполнение особенное: женский хор, Болгария. Жаль, что нет мужских голосов, жаль, что нет хотя бы низких женских голосов на ту же теноровую партию.






Вслушайтесь в мелодии... узнаете? Повеяло советскими лирическими песнями 20 века, и тут же древняя органная полифония... И все вместе - так цельно. Эх, найти бы все-таки исполнение, близкое к оригиналу. Чтобы все мелодические линии хорошо прослушивались, и исполнялось бы все в родной тональности и в авторском расположении партий. Будем искать! :-)

Просмотров: 1755 | Добавил: marina0setrova
Всего комментариев: 3
avatar
1
Согласна, что веет популярной песенностью. И, все же, второй вариант исполнен более профессионально - в первом присутствует слоговое пение, что я физически очень тяжело переношу ( опыт дирижера имеет и свои издержки тоже).
avatar
2
Мне второй вариант тоже больше нравится, в нем душа есть. Первый как-то механично звучит. А тут набрела на хор Новокузнецкой семинарии, их исполнение Христова просто выше всех похвал. Через присковик легко найти и скачать. А еще нашла ноты "Херувимской" с триолями и сдвинутыми акцентами. Изумительно.
avatar
3
Миди Херувимской, убого, но при хорошей фантазии можно представить, как это в исполнении хора прозвучит :-) http://www.voinov.org/music/CherubimSongChristov.mid
avatar