Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель. 
Л.Н.Толстой.
Главная » 2011 » Июнь » 27 » Сказание о городе, именуемом когда-то Господин Государь...
10:52:30
Сказание о городе, именуемом когда-то Господин Государь...
"Долго правил Рюрик, а перед смертью доверил своему товарищу Олегу правление, до тех пор, пока не повзрослеет сын Рюрика Игорь. Олега того за прозорливость Вещим прозвали. Мало показалось Олегу Новгорода, пошел он с дружиною на юг по пути торговому, расширяя владения свои, и остановился в Киеве, решив там столицу сделать. А когда умер от он укуса змеи, править начал Игорь Рюрикович, но это уже другая история. Мы же к Новгороду вернемся"...


Часть третья
 
Воля
 

Ушел Олег на Киев, а там и закрутился - то землю новую надо присоединить, то с Византией вопросы порешать, не до Новгорода ему стало. А что Новгород? Представьте себе отрока, которого наставник строгий оставил. Не так, чтобы насовсем, но просто некогда ему стало. А проблем у отрока море, и приходится все самому решать. Вот так отрок растет себе, действует, на своих ошибках учится, сам себе хозяин стал... А тут наставник вдруг вспомнил про своего подопечного - вернулся и давай поучать, что и как должно. А подопечный-то силен, умен, богат, самоуверен... что ответит? Думаю, вы уже представили себе возможный ответ. Да не нужен ему уже наставник. А тому делать нечего - вернулся к своим делам, да недоброе затаил. Терпит вольности повзрослевшего отрока, а поделать ничего пока не может. А как набрался сил наставник, вернулся да и всыпал отроку по первое число, так, чтобы и на ноги встать не мог. Потом еще добавил, жестоко. А потом еще сосед пришел и ослабшего тоже взгрел... Эх. Пропал отрок. Не поднялся больше. Состарился, и одно у него осталось - память о днях вольности, когда силушка была богатырская, когда закрома ломились, когда все кланялись да Господином Государем величали... Ну вот такая вкратце история у Великого Новгорода и приключилась. А хочу рассказать сейчас о воле-то поподробнее.

Итак, в 12 веке выбрали новгородцы первый раз себе посадника. Посадник - это как мэр города сейчас. Обычно посадника князь назначал, но получилось так, что не оказалось на какое-то время князя у города, вот народ и проявил самостоятельность.

Кстати, князь - это что-то вроде генерала со своей армией, за охрану народ его с дружиной кормит-поит, дань платит,  кроме того имеет князь право судить дела мирян. Посадник для князя как заместитель, правая рука. Готовое решение на подпись, информацию какую предоставить, пока князь в отъезде - замещать его. А новгородцы систему эту пересмотрели. Пока не было назначенного князя, всенародным голосованием сами посадника выбрали. А когда из Киева князя прислали, отказались новгородцы от его посадника и потребовали оставить своего. Мало того, с князем хитрый договор заключили, по которому князь не мог принимать решения без одобрения новгородского посадника. Тот же обо всем с народом советовался. 

Мало ли, много ли времени прошло, подумали новгородцы: а чего это нам каких попало князей присылают?  и решили выбирать самостоятельно, какого князя к себе звать. Пригласят кого из потомков Рюрика, посмотрят на него - хорош ли, чтит ли законы и традиции новгородские... Как не понравится - так и просят его съехать, другого приглашают. Стал город волен и во князьях.

Князей званых в правах здорово ограничивали: запрещалось им земли новгородские в собственность приобретать, свои деревни-поселения организовывать, охотиться где вздумается. Строго оговаривалось, сколько будут князю платить, и какие у него права будут.

Все важные вопросы решались народом на вечевом сборе. Сигнал к сбору - большой вечевой колокол. Его звон узнавали горожане сразу, с церковными колоколами не путали. Как услышат призыв - так и спешат на площадь. А там, к примеру, посадник, разговор имеет. Стоит на помостках, шапку снимет, народу низко поклонится, дело скажет. Потребует дело заслушать купца какого, - выйдет купец, так же шапку снимет, низко народу поклонится, скажет свое слово... И князь кланялся. Кому? народу новгородскому, ГОРОДУ. Каждый свое слово скажет, а народ решает - как лучше рассудить.
 



 
Как звучал Вечевой колокол? Может, как набат, но только величественнее, степеннее?
Или как колокол из Второго концерта Сергея Рахманинова? Кто еще кроме него сможет ТАК рассказать? Рахманинову не надо было придумывать, фантазировать, ведь он многое ЗНАЛ.

Сережа рос под звон Новгородских колоколов. Нет, Вечевого колокола он слышать не мог, их разделяли века. Но он вслушивался в церковные звоны. Говорят, забирался на крышу, закрывал глаза, раскидывал руки в стороны и парил в этих звуках. И тогда сам Великий Новгород посвящал его в свои тайны, неторопливо рассказывая о былом своем величии...




 
 Концерт для фортепиано с оркестром № 2 c-moll, op. 18
Филадельфийский оркестр, дирижёр - Леопольд Стоковский,
солист - Сергей Рахманинов
Запись: 10 и 13 апреля 1929 г.
 

А здесь - сбор на вече, каким его увидел режиссер фильма "Садко" :-)




Не только вольностью отличался Великий Новгород от других городов русских. Это был еще и город высокой культуры. На улицах деревянные мостовые, устроен водосток подземный из бревен с выдолбленной серединой, вода чистая приходит по специальному водопроводу, тоже деревянному. Но самое удивительное - грамотность была в чести. Умели читать и писать не только важные особы, но и простые люди, наравне с мужчинами женщины и дети.

Великий торговый город, славный своими мастерами, своей культурой,  своими традициями...


Осталось рассказать теперь только самую грустную часть его истории, в которой произойдет падение города. Вечевой колокол снимут и вывезут, город разграбят и подчинят Москве, мостовые его зальют кровью, а оставшихся в живых горожан научат доносить друг на друга. 
Продолжение следует. 
Просмотров: 1409 | Добавил: marina0setrova
Всего комментариев: 1
avatar
1
smile
avatar