Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель. 
Л.Н.Толстой.
Главная » Файлы » Музыка » Идеи для уроков

7 класс. "Патетическая" соната Бетховена.
[ Скачать с сервера (7.98Mb) ] 18 Мар 2010, 19:12:13

7 класс.  Надо рассказать детям о сонате, особенности ее строения, послушать «Патетическую» сонату Бетховена. Что такое седьмой класс? Пятнадцать человек. Класс очень слабый, основная причина отсутствия хорошей успеваемости -  отношение к учебе. Причем, не только детей, но и родителей. На уроках шумно, дети постоянно решают какие-то свои проблемы, для них это норма. Не явно, так тайно, но внимание обычно где-то за пределами урока.  Сам предмет интереса не вызывает, впрочем, как и большинство других. Вопросы на рассуждение здесь заведомо провальны. Как правило, никто не помнит тем прошлых уроков, что ни спроси – «вы нам этого не говорили», «вы нам этого не задавали». Типичные выражения: «из-за этого козла Листа теперь у меня трояк», «вы не ту музыку слушаете». Обидно бывает за уроки яркие, успешные. Кажется, что все получилось – и  глазки горят, и работают, рассуждают, слушают, внимательны… Через пару недель спрашиваю – никто ничего не помнит, композитора такого и слыхом не слыхивали, произведения не слушали. Сложный класс.

Сегодня прошел один из удачных уроков. Очень надеюсь, что хоть с этого урока что-то запомнят. Как это было.

Сначала записали основное – определение сонаты, название ее составляющих (экспозиции, разработки, репризы), кратко о взаимодействии двух тем. Затем вызвала к доске одного из юношей, не особо озадаченного учебой. Предложила детям представить, что С. – ленивый ученик (небольшой смех в классе, но я серьезна – представить, это ведь игра), он думает: «Ну зачем мне эта учеба, вот достают учителя, сил просто нет». Спрашиваю детей – понятна ли тема? Детям понятно. А я – как будто классный руководитель. Я убеждаю С.: «Ты должен быть старательным и прилежным, ты должен учиться, иначе у тебя будет не очень хорошее будущее, в наше время просто нельзя быть безграмотным». Детям и это понятно.

«А вот дальше – дальше мы разговариваем с С., я его убеждаю в своем, он же – доказывает свою правоту. Но мы начинаем друг друга понимать, С. в чем-то соглашается со мной, я, в свою очередь, тоже немного отступаю. И теперь – тишина: вашему вниманию опять представлены две темы. Только они не совсем такие, как в начале. С.: - да, совсем не хочется учиться, но все же надо, кое в чем следует поднажать… Классный руководитель:  - Знаешь, есть множество примеров того, как троечники стали успешными людьми, и все же давай ты не будешь расслабляться, не факт, что тебе просто повезет. Учись и дай себе больше шансов на успех».

Говорю, что вот так или примерно так все происходит и в сонатах и предлагаю послушать «Патетическую» сонату Бетховена. Дети автоматически перенесли персонажей в произведение, слушали и посмеивались.

Не знаю, может я и не права, не стоит так буквально навязывать определенные образы. Интересно, узнают ли они эту сонату через пару уроков?

Категория: Идеи для уроков | Добавил: marina0setrova | Теги: уроки музыки
Просмотров: 11745 | Загрузок: 3364 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 4
avatar
1
Марина всё правильно делаете, по другому не поймут, а так получается маленький момент в воспитании.
Марина вы делаете нужное дело, не будь в этой школе, в огромном интернете вас, такой творческой и желающей изменить мир в лучшую сторону, мне было бы очень грустно.
avatar
2
Спасибо :-)
avatar
3
Как такое можно забыть? Одно из лучших произведения Бетховена.
Делаете все правильно, только держитесь, не отступайте...

Попков Дима, 5А
P.S: слушал сонату в муз.школе , а не в средней.
avatar
4
Здорово! Доступно и просто! И по новому как то! Спасибо!
avatar